Впервые оказавшись много лет назад в курортной зоне заграницей, где продавцы знают приветствия на языках всех потенциальных покупателей, я была поражена - как они безошибочно определяют русских, даже если мы не говорим? Не было ни разу, чтобы хоть кто-то из них ошибся в сторону нашей группы. Любопытствую моему не было предела - что такое в моей внешности выдавало во мне человека русского столь сильно, что одного взгляда было достаточно?
За все эти годы, когда в другой стране меня узнавали по национальности, иногда я спрашивала в ответ - как это определили. Ответ - помимо светлой кожи и русых волос - был чаще всего про серьёзный вид без улыбки и напряжённую речь. И даже шутили так с мужем - если настроение хорошее, наверняка подумают, что мы из Финляндии или Нидерландов, а если бежим куда-то спешно, сразу узнают, откуда мы родом (реальные случаи).
В любом новом месте человек будет представлять свою родину. И, в свете последних событий, представлять Россию - задачка многогранная. Чего от нас ждать? Не менее интересно (хоть и немного страшновато) мне стало смотреть на реакцию людей, узнающих впервые, откуда мы с мужем и наши дети. В Индии большинство людей реагировали бодро, кто-то просто улыбался, кто-то был беспредельно счастлив "о, друзья - Россияне! Да, вы наши друзья, ведь настоящий друг познаётся в беде!". Но были и люди, критиковавшие нас за действия нашего правительства.
Забавный случай произошёл в конце йога-тура в Индии, того самого тура, куда никто мог бы не долететь, из-за начавшейся мобилизации и некими трудностями с пересечением границы. Того самого, во время которого слухи про атомное оружие всё крепли и крепли, и потому шутки о том, возвращаться ли обратно или остаться в Индии, были весьма популярны. Так вот, в последний день один из участников тура, гражданин США и друг нашей семьи, серьёзно заболевает. Встретив меня на улице, он, стоя в маске, начинает сторониться. Ну всё, думаю, если это ковид, то дело плохо. Он в группе риска как минимум по двум параметрам, а завтра у него должно было быть обучение на 40 человек участников (деньги уже собраны). Узнаю, как он себя чувствует и чем могу помочь. Он, весьма бодро, отвечает "я вообще хорошо, но я переживаю, что у меня ковид, и я могу заразить вас". Улыбаюсь, "Марк, нам отсюда завтра в Россию возвращаться, нас ковидом не напугаешь". Шутки он не понял явно.
Так вот, как тут в Испании? Испанцы реагируют спокойно. Чаще всего в разговоре, когда поднимается тема России и мировых событий, большинство выражает сочувствие всему происходящему. Муж общался с британцами, голландцами, немцами - никто не выразил ему никакой агрессии. Но вот услышав на улице русскую речь - те, кто её поняли, сразу напрягаются и замолкают. Потому что не ясно, что ждать от этих людей.
Что будет дальше? Посмотрим.
Месяц в Испании позади.